Леворукий ребёнок

Некоторые признаки преобладания одной из рук в деятельности ребенка можно уловить в самом раннем детстве. Степень преобладания леворукости или праворукости продолжает нарастать с возрастом. Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов. Это может также оказать негативное влияние в дальнейшем на познавательные процессы.

Насильственное переучивание леворуких детей в дошкольном возрасте, и особенно в процессе обучения, может быть причиной не только школьных трудностей, но и нарушений психического здоровья ребенка. При переучивании леворукого ребенка угнетаются функции правого полушария, что может привести к нарушению не только речевых функций, но и зрительно-пространственных способностей. При этом страдают зрительно-двигательная координация, умение анализировать пространственные соотношения объектов, ослабляются внимание, резко замедляется темп интеллектуальной деятельности. Такой ребенок чувствует неловкость, неуверенность в своих силах, тревожность, беспокойство. Ему непонятно, отчего он испытывает страх, обиду. Ребенок остро переживает неудачи, когда он старается и ждет поддержки, а в ответ – нетерпение и недовольство.

Адаптация леворуких детей к школе проходит сложнее, длительнее. Для того чтобы в будущем у него не возникали проблемы при обучении письму, нужно еще до школы (после 5 лет) научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь. Для правильной позы при письме необходимо:
- сидеть прямо;
- опираться спиной на спинку стула;
- не касаться грудью стола;
- ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку;
- туловище, голову, плечи держать ровно;
- обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край.

Теперь о тетради. Малыш должен научиться класть ее прямо перед собой и чуть сдвигать, чтобы ее нижний правый край находился немного левее. Этот вариант позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь отодвигается вверх. Сначала правая рука поддерживает ее снизу, а когда страница заполняется внизу - сверху. Свет при письме падает справа.

Особое внимание следует уделить тому, как правильно держать ручку:
1. Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
2. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких, и необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой. Научиться правильно держать ручку непросто. Не стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка. Начинать нужно с нескольких простых штрихов, все делать медленно, спокойно.

Советы родителям леворуких детей:
- никогда и ни при каких обстоятельствах взрослые не должны показывать ребенку негативное отношение к леворукости;
- следует помнить, что леворукость - индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка;
- не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более, настаивать на этом - переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья;
- леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим;
- успехи малыша напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны близких.

поделиться в:

Интернет-ресурсы: