Методические рекомендации
для классных руководителей по изучению семей учащихся
Правила общения классного руководителя с семьями учащихся.
- Классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен;
- Общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку;
- Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
- Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу
Изучая семьи учащихся, классный руководитель должен обратить внимание на следующую информацию о семье ученика:
- общие сведения о родителях или людях, их заменяющих;
- жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность;
- образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;
- уровень педагогической культуры родителей;
- авторитетность семьи в глазах ребенка;
- степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;
- семейные традиции, обычаи и ритуалы;
- положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);
- воспитательные возможности семьи.
Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи ученика, ее традиции и обычаи; духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого - педагогической диагностики, которые позволят корректировать поведение ребенка, влиять на взаимоотношения детей и родителей. К методикам диагностики можно отнести следующие: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.
Начиная работу с детским коллективом классный руководитель должен максимально изучить семейную ситуацию. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. Уже на первой встрече с родителями можно использовать следующую диагностику:
1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?
2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?
3. Каким вы представляете себе класс, в котором учиться вашему ребенку?
4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?
6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?
Для изучения отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания можно предложить родителям следующие вопросы:
1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?
2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?
3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? Назовите их.
4. Как складываются отношения с учителями - предметниками у вашего ребенка?
5. Создает ли школа, по-вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?
6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?
С целью изучения качества характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы:
1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?
2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
3. Как ведет себя ваш ребенок дома?
4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?
6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?
В диагностике взаимоотношений родителей и учащихся можно использовать и проективные методики. Эффективность использования проективных методик состоит в том, что методики неоконченных предложений можно использовать, как для учащихся, так и для их родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Ни для кого ни секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.
Для проективного исследования мнения учащихся можно использовать следующие вопросы:
- Школа для меня – это...
- Класс, в котором я учусь, - это...
- Учителя для меня - это люди, которые...
- Мои одноклассники - это...
- Уроки для меня - это...
- Предметы, которые мне правятся, это...
- Предметы, которые мне не нравятся, это...
Для проективного исследования мнения родителей можно использовать следующие вопросы:
- Школа, в которой учится мой ребенок, это...
- Класс, в котором учится мой ребенок, это...
- Одноклассники моего ребенка - это...
- Выполнение домашних заданий для моего ребенка - это...
- Учебные предметы, которые нравятся моему ребенку - это...
- Предметы, которые не нравятся моему ребенку, это...
Проанализировав ответы учащихся и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий, как с родителями, так и с учащимися.
Вопросы проективной методики
Вопросы для учащихся:
Ярадуюсь, когда…
Я огорчаюсь, когда…
Я плачу, когда...
Я злюсь, когда...
Мне нравится, когда...
Мне не нравится, когда...
Я верю, когда...
Если у меня хорошие новости, то я...
Если у меня плохие новости, то я....
Если у меня что-то не получается, то я...
Вопросы родителем:
Я радуюсь, когда мой ребенок...
Я огорчаюсь, когда мой ребенок...
Я плачу, когда мой ребенок...
Я злюсь, когда ребенок...
Мне нравится, когда мой ребенок....
Мне не нравится, когда мой ребенок...
Я не верю, когда мой ребенок...
Я верю, когда говорят, что мой ребенок...
Если у моего ребенка хорошие новости, то...
Если у моего ребенка плохие новости, то...
Если у моего ребенка, что-то не получается, то...
На основании данного исследования можно проводить индивидуальные и тематические консультации, собеседования с родителями и детьми.
Интересные результаты дают рисуночные диагностики, которые можно предлагать выполнить детям и родителями на одну и ту же тему. Например, ребятам предлагается нарисовать рисунки по следующим темам: «Выходной день в моей семье», «Наша семья», «День рождения в моей семье». Рисунок «Выходной день в моей семье» ребятам и родителям предлагается выполнить так: и детям и родителям раздаются листы бумаги, на которых нарисованы круги, в которых нужно поместить предметы или занятия всех членов семьи в выходной день.
Это может выглядеть так:
мама папа я
книга газета уроки
кухня диван друзья
Этот рисунок выполняют как дети, так и родители. Сравнительный анализ рисунков позволяет классному руководителю обратить внимание родителей на те моменты в воспитании своего ребенка, на которые они в повседневной жизни не всегда обращали внимания.
Очень информативным является рисуночный тест «День рождения в моей семье». Родителям в ходе родительского собрания, а ребятам на классном часу можно предложить расположить гостей на дне рождения. Сравнительный анализ выполненных рисунков позволяет увидеть, какие традиции и обычаи существуют в семьях, связанные с этим праздником.
Можно так же предложить учащимся и родителям построить ассоциативный ряд на выражение «день рождения». Лексический ряд, который получается в ходе записи, говорит о том, что является значимым, приоритетным и традиционным в семьях учащихся.
Большое внимание классный руководитель должен уделить изучению отношения семьи к нравственным ценностям, которые являются основой формирования личности ребенка. Родителям и учащимся можно предложить дать определение таким нравственным ценностям, как «долг», «честь», «ответственность», «любовь», «достоинство», «терпимость» и расставить их по степени значимости.
Хороший результат в работе с семьей дает такая форма изучения как сочинение - размышление. Такая диагностика возможна там, где классный руководитель и родители - единомышленники, объединенные единой целью - сделать жизнь учащихся и в школе, и в семье теплее, лучше, добрее. Темы размышления могут быть самыми разнообразными. Главное -родители и дети должны быть искренними в своих размышлениях. Что скрывается за словами «мама» и «папа». «Быть отцом (матерью) взрослой дочери (сына) это... «Мой дом - моя крепость?!», «Моя будущая семья... Какой ей быть?», «За что я люблю своих родителей», «Радости моего дома», «Люди, без которых моя жизнь была бы невозможна», «Праздники и будни моей семьи», «Истории и предания моего рода», «Самый печальный день в жизни моей семьи», «Советы родителям по воспитанию детей», «Законы жизни семьи» и другие темы. Такие сочинения - размышления заставляют родителей по-новому взглянуть на своих детей, на их отношение к жизни, к своей семье, позволяют предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем.
В диагностических целях можно предлагать родителям различные тесты. Очень интересными и достаточно информативными являются тесты, которые в своих ответах многовариативны.
Тест «Я родитель, я – приятель?!»
1. Ваш ребенок требует переключить телевизор с фильма, который вам нравится на программу выступления рок - музыкантов. Как вы поступите?
а) выполняете просьбу и смотрите передачу вместе;
б) просите подождать, так как фильм скоро закончится;
в) не обращаете внимания на просьбу ребенка;
г) злитесь на ребенка за то, что он обратился с просьбой.
2. Вы видите в своих детях:
а) людей, равных себе;
б) людей, копирующих вас в молодости;
в) маленьких взрослых;
г) благодарных слушателей.
3. Какую прическу вы предпочитаете?
а) которая больше всего вам подходит,
б) которая отвечает последней моде,
в) которая копирует чью-то прическу,
г) которая копирует стиль ребенка.
4. Немного о возрасте родителей:
а) знают ли дети ваш возраст,
б) вы подчеркиваете возрастную черту между родителями и детьми,
в) вы не обращаете внимания на разницу в возрасте между собой и детьми;
г) постоянно требуете признания от детей понимания того, что вы старше.
5. Какого стиля в одежде вы придерживаетесь?
а) стараетесь не отставать в одежде от молодежного стиля,
б) стараетесь одеваться так, как советует ваш ребенок,.
в) стараетесь одевать ту одежду, которая вам подходит,
г) следуете своему пониманию стиля.
6. Ваш сын - подросток вдел в ухо серьгу или дочь сделала пирсинг. Как вы поступите?
а) посчитаете это личным делом ребенка,
б) станете подшучивать над его (ее) поступком,
в) признаете, что это стильно,
г) сделаете тоже самое.
7. Музыка звучит в доме на постоянную громкость
а) вы затыкаете уши ватой,
б) уменьшаете громкость,
в) миритесь с увлечением своего ребенка,
г) включаете еще громче.
8. если вы спорите со своим ребенком, то:
а) стараетесь им не возражать,
б) признаете их правоту,
в) спорите до полной победы,
г) уходите от спора.
9. Ваш ребенок празднует день рождения:
а) вы вместе с ними за одним столом,
б) оставляете ребят одних,
в) обслуживаете детей за столом,
г) уходите из дома.
10. Дети идут на дискотеку:
а) вы идете вместе с ними,
б) вы не разрешаете им идти,
в) вы выясняете, с кем идет ваш ребенок,
г) вы ограничиваете их во времени.
11. В общении со своими детьми вы:
а) откровенны,
б) закрыты,
в) сдержанны,
г) открыты.
12. В отношениях со своими детьми вы:
а) ведете себя как приятель,
б) как строгий судья,
в) как друг,
г) как родитель.
Оценку теста вы можете сделать сами, так как наглядно он очень информативен. Задайте себе вопрос, чего получилось больше «+» или «–».
На основе данной диагностики можно провести с родителями учащихся вечер вопросов и ответов, в ходе которого обсудить каждое положение данного теста, его «за» и «против». Он заставит многих родителей по иному посмотреть на результаты своего воспитания, увидеть себя глазами других родителей, определить характерные черты положительного и отрицательного стиля поведения родителей.
В ходе встречи с родителями необходимо не только говорить с ними об их ребенке, обсуждать проблемы детей, но и предлагать им конструктивные решения появившихся проблем.
К примеру, для диагностики самостоятельности ребенка можно предложить родителям выполнить следующее задание - определить с помощью таблицы степень самостоятельности собственного ребенка.
Ваш ребенок делает самостоятельно
|
Только по вашему требованию с вашей помощью и с вашего разрешения
|
Перечень действий родителям предлагается. Они распределяют действия в две колонки самостоятельно:
- собирается в школу,
- выбирает себе одежду для школы и для праздника,
- делает уроки,
- определяет, с кем ему дружить,
- готовит еду, если это необходимо,
- убирает квартиру по собственной инициативе,
- ходит в магазин за покупками,
- помогает по дому и на даче,
- приглашает друзей к себе домой,
- определяет время возвращения домой после школьного вечера и после дискотеки,
- принимать решения в различных ситуациях повседневной жизни,
- распоряжаться денежными средствами, которые вы даете ребенку,
- оценивать объективно себя и свои поступки,
- сдерживать свои негативные эмоции в общении с другими людьми,
- терпимо относится к младшим братьям и сестрам,
- помогать в воспитании младших.
Изучение родителями вопросов таблицы и работа с ней помогает взглянуть на свою семью как бы со стороны, увидеть результативность своей воспитательной системы. Многие родители, работая с таблицей, начинают осознавать, что в семье растет ребенок, которому не дают возможности им быть, предупреждая его желания, действия и поступки, сдерживая проявление им какой бы то ни было самостоятельности.
Еще одна таблица, которую уместно заполнить родителям - это показатель словесного проявления положительных эмоций в семье по отношению к своему ребенку. Это исследование весьма информативно и полезно при подготовке к тематической консультации или к психолого-педагогическому консилиуму. Таблица позволяет определить причину высокой тревожности учащихся, особенно 5-х классов. Во многих исследованиях психологов речь идет о том, что высокий уровень тревожности связан с проблемой адаптации 5-классников. Однако дело не только в адаптации. Это связано еще и с изменением положения ребенка в семье. «Раньше ты был маленький, а теперь большой! Я не буду сюсюкать с тобой, как раньше!» - такие высказывания демонстрируют изменение эмоционального восприятия ребенка в семье, которое выражается в жестах, мимике, взглядах и, конечно же, в словах.
Слова и фразы, с помощью которых я
|
Поддерживаю ребенка
|
Ругаю его
|
Если в классе есть трудные дети и классный руководитель испытывает определенные проблемы в их воспитании, то необходимо предложить и детям заполнить такую таблицу, а затем провести сравнительный анализ таблицы родителей и детей. Трудности многих учащихся порою в трудности эмоционально воспринимать друг друга.
Слова и фразы, которыми мои родители меня
|
Поощряют
|
Как часто
|
Ругают
|
Как часто
|
Классные руководители сетуют на то, что родители не хотят посещать собрания, не приходят на встречи с классным руководителем. Но, видимо, не стоит этому удивляться. Очень часто родительские собрания и встречи превращаются в «разбор полетов», на которых унижается человеческое достоинство родителей, проявляется хамство и грубость педагогов. Классному руководителю следует помнить - родительское собрание - это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Практика - это диагностические методики, которые позволяют остаться один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что получается хорошо или до сих пор получалось плохо и требует немедленно исправления.
Тест для определения степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку
Описание теста:
Вам необходимо проанализировать 15 утверждений. Некоторые из утверждений оставляют такое впечатление, что они к воспитанию не относятся. Однако вы должны высказать свое мнение по каждому суждению и выставить свой балл.
Шкала суждений:
1 – категорически не согласен;
2 – мне трудно с этим согласиться;
3 – может быть, это и верно;
3. – совершенно верно. Я с этим согласен.
Утверждения теста:
1. Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребенок, чтобы помочь ему в их преодолении.
2. Для того, чтобы быть хорошей матерью, достаточно общения только с собственной семьей.
3. Маленького ребенка следует всегда держать при себе, чтобы предупредить его падения и ушибы.
4. Если ребенок делает то, что он обязан делать, он находится на правильном жизненном пути.
5. Ребенок не должен заниматься теми видами спорта, которые могут привести к физическим увечьям.
6. Воспитание ребенка - труд тяжелый и зачастую неблагодарный.
7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.
8. Если мать не успевает уделять время воспитанию детей из-за собственной профессиональной деятельности, значит отец плохо содержит семью материально.
9. Любовью родителей ребенка не испортить.
10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон реальной жизни.
11. Главное, чем должен заниматься ребенок - это учеба. Все остальное в доме в состоянии сделать родители.
12. Мать - главное лицо в доме.
13. Семья должна жить под девизом: «Все лучшее - детям!»
14. Защитить ребенка от любой инфекции можно путем ограничения его контактов с окружающими.
15. Родители должны помочь ребенку в определении круга его друзей и приятелей.
Итоги:
40 баллов и выше - Все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребенка были в семье надежно защищены. Однако это вскоре может вызвать ею протест, так как чрезмерная опека вашей стороны чревата последствиями. Ваш ребенок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его интересов, самооценки. У него не развивается умение самостоятельно принимать решения и нести свой груз ответственности за них.
25 - 40 баллов. Вы заняли верную позицию в воспитании своего ребенка. Он получает достаточное количество внимания и заботы старших, но при этом получает возможность проявлять свою независимость и взрослость.
Меньше 25 баллов - Вы мало уделяете внимания вопросам воспитания своего ребенка. Вас больше волнуют ваши проблемы на работе и супружеские взаимоотношения. Однако такое отношение к своему ребенку может привести к проблемам во взаимоотношениях с детьми.
Одна из больших проблем в воспитании - это наказание ребенка. Наказание оставляет глубокие шрамы в формировании личности, приводит к проявлению двуличности, лжи, к формированию несвойственного личности стиля поведения. Методы наказания детей в детстве могут стать их вседозволенностью во взрослой жизни. Поэтому необходимо проводить исследования в детском коллективе по изучению отношения и учащихся, и их родителей к применяемым наказаниям в семье. Однако нужно помнить, что эта тема весьма деликатная. Родители и дети будут откровенны с классным руководителем только в том случае, если они ему доверяют и верят в его нравственные качества. Родителям предлагается ответить на следующий вопрос:
Как вас наказывали ваши родители?
|
Отметьте знаками «+» или «–» применение или не использование наказания
|
Из приведенных способов наказания запишите те, которые используете вы в воспитании
|
Отметьте самые действенные из них
|
1.Ставили в угол
|
|
|
|
2.Прекращали общаться на длительный период времени.
|
|
|
|
3.Применяли телесные наказания.
|
|
|
|
4.Ограничивали свободу.
|
|
|
|
5.Лишали любимого занятия.
|
|
|
|
6.Читали бесконечные нотации.
|
|
|
|
7.Стыдили при друзьях и знакомых.
|
|
|
|
8.Оскорбляли и ругались.
|
|
|
|
9.Лишали любимых лакомств.
|
|
|
|
10.Ограничивали в покупках.
|
|
|
|
П. Выгоняли из
дому.
|
|
|
|
Учащимся класса можно задать следующие вопросы:
1. Какие способы наказания используют твои родители в твоем воспитании?
2. Какие из них ты считаешь самыми действенными?
3. Какие из них ты считаешь самыми болезненными и страшными?
4. Какие способы наказания в своей будущей семье ты не будешь применять никогда?
Можно приводить много различных исследований, с помощью которых классный руководитель сможет вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание общаться с классным руководителем, посещать школу. Главное, чтобы родители усвоили одно очень важное и глубокое правило, продиктованное жизнью «Воспитание детей в семье - это обучение их умению обходиться без родителей».
Диагностика изучения личности учащихся и классного коллектива.
Диагностическая проективная методика.
Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжить следующие предложения:
1. Самый близкий мне человек в классе, это...
2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учебы время, это...
3. Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это...
4. Ребята, с которыми я хотел бы всегда общатьсяв школе, это...
5. Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это...
6. Ребята, с которыми мне приходиться общаться вшколе по необходимости, это...
7. Ребята, с которыми я не общаюсь, это...
8. Ребята, интересы которых мне чужды, это...
9. Ребята, которые мне неприятны, это...
10. Ребята, которых я избегаю, это…
«Круги на воде»
Ребятам предлагается листок, на котором нарисованы круги, в которые нужно вписать имена одноклассников «по степени» значимости для себя. В каждый круг ребята должны вписать не более трех имен своих одноклассников.
«Фотография»
Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.
«Дом, в котором яживу»
Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг другу, к родным и близким людям, к товарищам.
Изучение мотивов учебной деятельности.
Инструкция: Перед тобой карточка, на которой даны различные мотивы учения (объяснить, что такое мотив). Подчеркни один из них, самый главный для тебя.
Примерное содержание анкеты
1. Учусь потому, что интересно.
2. Учусь потому, что хочу больше знать.
3. Учусь потому, что заставляют родители.
4. Учусь потому, что потом легче устроиться на работу.
5. Учусь потому, что сейчас все учатся.
6. Учусь потому, что нравится учитель.
Обработка результатов. Выявив преобладающий мотив учения, постарайтесь установить, под влиянием каких факторов он возник. Сделайте вывод о возможных педагогических воздействиях на ученика для положительных мотивов учения.
Ранжирование учебных предметов.
Инструкция: Пронумеруйте в порядке убывания школьные предметы: самый любимый предмет обозначьте цифрой 1, менее любимый - цифрой 2 и т.д. В качестве стимулирующего материала дается список изучаемых предметов, например:
Физика -5 История -4
Труд -1 Биология -3
Алгебра -9 Литература -8
Русский язык -6 География -2
Геометрия -7
Изучение отношения к отдельным учебным предметам
Инструкция: просим Вас высказать свое отношение к изученным предметам.
1. Мне нравится физика, потому что_________________
труд, потому что___________________
2. Я бы исключил из своей учебы следующие предметы:
иностранный язык, потому что________________
химию, потому что__________________________
«Недописанный тезис»
Учащимся предлагается закончить каждый тезис. При желании» каждый тезис можно развить, привести в подтверждение тезиса различные доказательства.
1. Ясчитаю, что я...
2. Главное в моей жизни - это...
3. Мне хорошо, когда...
4. Мне плохо, когда...
5. Мне нравиться, когда взрослые...
6. Мне не нравиться, когда взрослые...
7. В свободное время я...
8. Самая большая радость моей жизни...
9. Самая моя большая ошибка...
10. Иногда мне хочется...
Блиц - опрос
В течение одной минуты учащимся предлагается ответь на заранее приготовленные, классным руководителем вопросы. Такого же типа вопросы учащиеся могут задать классному руководителю
1. Любимое имя 12. Любимый певец
2. Любимая пора года 13. Любимое животное
3. Любимый цвет 14. Любимая еда
4. Любимая книга 15. Любимый месяц
5. Любимое дерево
6. Любимый цветок
7. Любимая группа
8. Любимая песня
9. Любимая одежда
10. Любимый праздник.
11. Любимый музыкальный инструмент
«Готовность к саморазвитию»
Учащимся предлагается определить наличие или отсутствие у себя, приведенных ниже качеств знаком (+) или знаком (–):
1. Иногда мне хочется побольше узнать о себе.
2. Я считаю, что мне не нужно что-либо в себе менять.
3. Я всегда уверен в своих силах.
4. Я убежден, что все, задуманное мной, осуществится.
5. У меня нет желания знать свои плюсы и минусы.
6. Планируя что-либо, я больше надеюсь на удачу, чем на свои возможности.
7. Мне хочется учиться лучше и результативнее.
8. Когда мне что-то нужно, я могу себя заставить это делать.
9. Мои неудачи связаны с тем, что я многого не умею.
10. Мне интересно мнение других о моих качествах и возможностях.
11. Мне трудно себя воспитывать.
12. В любом деле меня не страшат ошибки и неудачи.
13. Мои качества и умения соответствуют требования к учению.
14. Обстоятельства всегда сильнее меня.
Посчитайте количество совпадений ответов с ключом.
Ключ: 1. (+), 2. (-), 3. (+), 4. (+), 5- (-), 6. (-), 7. (+), 8 (+), 9 (+),10: (+), 11(-), 12(+), 13(-), 14 (-)
Результат: Хочу знать о себе - баллы 1, 2, 5, 7, 9, 10, 13.
могу совершенствоваться 3, 4, 6, 8, 11, 12, 14.
Методики для социальных педагогов.
Изучение мотивов учебной деятельности.
Инструкция: Перед тобой карточка, на которой даны различные мотивы учения (объяснить, что такое мотив). Подчеркни один из них, самый главный для тебя.
Примерное содержание анкеты
1. Учусь потому, что интересно.
2. Учусь потому, что хочу больше знать.
3. Учусь потому, что заставляют родители.
4. Учусь потому, что потом легче устроиться на работу.
5. Учусь потому, что сейчас все учатся.
6. Учусь потому, что нравится учитель.
Обработка результатов. Выявив преобладающий мотив учения, постарайтесь установить, под влиянием каких факторов он возник. Сделайте вывод о возможных педагогических воздействиях на ученика для положительных мотивов учения.
Ранжирование учебных предметов.
Инструкция: Пронумеруйте в порядке убывания школьные предметы: самый любимый предмет обозначьте цифрой 1, менее любимый - цифрой 2 и т.д. В качестве стимулирующего материала дается список изучаемых предметов, например:
Физика -5 История -4
Труд -1 Биология -3
Алгебра -9 Литература -8
Русский язык -6 География -2
Геометрия -7
Изучение отношения к отдельным учебным предметам
Инструкция: просим Вас высказать свое отношение к изученным предметам.
1. Мне нравится физика, потому что_________________
труд, потому что___________________
2. Я бы исключил из своей учебы следующие предметы:
иностранный язык, потому что________________
химию, потому что__________________________
Методика полярных профилей для изучения психологического климата класса
(по А. В. Лутошкину)
Инструкция: Дать оценку тому, как проявляются те или иные свойства психологического климата в вашем классе. Для этого в предлагаемой схеме прочтите сначала предложения слева, затем справа и после этого знаком "+" отметьте в средней части листа ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине. Следует иметь в виду, что оценки означают: +3 - это свойство проявляется в коллективе всегда (описание слева); +2 - свойство проявляется в большинстве случаев; +1 - свойство проявляется иногда; 0-в одинаковой степени проявляется то и другое. То же относится к описанию справа.
|
+3
|
+2
|
+1
|
0
|
-1
|
-2
|
-3
|
|
1. Преобладает бодрое жизнерадостное настроение.
|
|
|
|
|
|
|
|
Преобладает подавленное, пессимистическое настроение.
|
2. Доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии.
|
|
|
|
|
|
|
|
Конфликтность в отношениях, агрессивность.
|
3. Между группами в классе взаимное расположение и взаимопонимание.
|
|
|
|
|
|
|
|
Малые группы конфликтуют между собой.
|
4. Членам коллектива нравится бывать вместе в свободное время.
|
|
|
|
|
|
|
|
Учащиеся выражают безразличие к совместной деятельности класса.
|
5. Успехи и неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие.
|
|
|
|
|
|
|
|
Успехи и неудачи оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство.
|
6. Коллектив участливо и доброжелательно относятся к новым членам старается помочь им освоиться.
|
|
|
|
|
|
|
|
Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляется враждебность.
|
7. Одноклассники оказывают помощь друг другу.
|
|
|
|
|
|
|
|
Никто и никогда не оказывает помощь товарищам.
|
Обработка результатов. Необходимо сложить все положтельные баллы, затем отрицательные и от большего числа вычесть меньшее. 21-13 баллов (+) - высокая степень благоприятности психологического климата в классе. 8-14 - средняя степень благоприятности. 0-7 - незначительная благоприятность. Неблагоприятный психологический климат характеризуют баллы с минусовой оценкой (начальная, средняя, сильная неблагоприятность).
Анкета для изучения психологического климата в классе
Инструкция: В целях изучения психологического климата в вашем классе просим ответить на ряд вопросов. Обведите кружком ответ, выражающий Ваше мнение.
1. С каким настроением Вы обычно идете в школу?
1) Всегда с хорошим настроением;
2) с хорошим чаще, чем о плохим;
3) с равнодушием;
4) с плохим чаще, чем с хорошим;
5) всегда с плохим настроением.
2. Нравятся ли Вам люди, которые учатся вместе о Вами?
1) Да, нравятся;
2) многие нравятся, некоторые - нет;
3) безразличны;
4) некоторые нравятся, но многие - нет;
5) никто не нравится.
3. Бывает ли у Вас желание перейти в другой класс?
1) Никогда не бывает;
2) редко бывает;
3) мне все равно где учиться;
4) часто бывает;
5) думаю об этом постоянно.
4. Устраивает ли Вас учеба в школе? _
1) Учебой вполне доволен;
2) скорее доволен, чем недоволен;
3) учеба для меня безразлична;
4) скорее недоволен, чем доволен;
5) совершенно недоволен учебой.
5. Как, по Вашему мнению, относится к Вам классный руководитель?
1) Очень хорошо;
2) хорошо;
3) безразлично
4) скорее недоволен;
5) очень плохо.
6. В какой форме обращаются к Вам чаще преподаватели?
1) Убеждают, советуют, вежливо просят;
2) чаще в вежливой форме, иногда грубо;
3) мне это безразлично;
4) чаще в грубой форме, иногда вежливо;
5) в грубой форме, унижающей достоинство.
Обработка результатов: За ответ на каждый вопрос анкеты учащийся получает столько баллов, какой номер ответа выбрал. Суммируют баллы по всем вопросам.
6-12 баллов - школьник высоко оценивает психологический климат в классе. Ему нравятся люди, с которыми он учится.
13-18 баллов - человеку скорее безразличен психологический климат класса, у него, вероятно, есть другая группа, где общение для него значимо.
19-30 баллов - учащийся оценивает психологический климат в классе как очень плохой.
Анкета «Характер внутрисемейных отношений».
Инструкция: Оцени свои отношения с родными в баллах.
2 балла – всегда, 1 – иногда, 0 – никогда.
Люди ближайшего окружения
|
Категория отношений
|
Всего баллов
|
Советуюсь
|
Дорожу мнением
|
Уверен, защитит
|
Могу доверить
|
Уверен, поймет
|
Уверен, поможет
|
Хочу подражать
|
Мать
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отец
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бабушка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дедушка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Брат
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сестра
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Родственники
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Друг
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обработка результатов.
Подсчитывается сумма баллов и делается вывод о степени авторитетности членов семьи и друзей для ребенка.
Самодиагностика типового семейного состояния.
Инструкция. Прочтите утверждения опросника. Если вы в общем с ними согласны, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если не согласны - зачеркните номер. Если ваш выбор затруднен, поставьте на номере вопросительный знак. Помните, что вы характеризуете свое самочувствие в семье, и старайтесь отвечать искренне.
1. Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мной.
2. Чувствую, как бы я ни поступил(а), все равно будет не так.
3. Я многое не успеваю сделать.
4. Так получается, что именно я оказываюсь виноват(а) во всем, что случается в
моей семье.
5. Часто я чувствую себя беспомощным (беспомощной).
6. Дома мне часто приходится нервничать.
7. Когда я попадаю домой, я чувствую себя неуклюжим (неуклюжей) и неловким (неловкой).
8. Некоторые члены моей семьи считают меня бестолковым (бестолковой).
9. Когда я дома, все время из-за чего-нибудь переживаю.
10. Часто я чувствую на себе критические взгляды членов семьи.
11. Иду домой и с тревогой думаю, что что-то случилось в мое отсутствие.
12. Дома у меня постоянное ощущение, что надо еще многое сделать.
13. Нередко чувствую себя лишним (лишней).
14. Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки.
15. Дома мне постоянно приходится сдерживаться.
16. Мне кажется, что если бы вдруг я исчез (ла), то никто бы этого не заметил.
17. Идешь домой, думаешь, что будешь делать одно, а приходится делать совсем другое.
18. Как подумаю о семейных делах, начинаю волноваться.
19. Некоторым членам моей семьи бывает неудобно из-за меня перед друзьями и знакомыми.
20. Часто бывает: хочу сделать хорошо, но оказывается, что вышло плохо.
21. Многое у нас в семье мне не нравится, но я стараюсь этого не показывать.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
Номера вопросов
|
Сумма баллов
|
Шкалы
|
Д/з
|
1 4 7 10 13 16 19
|
|
В
|
5
|
2 5 8 11 14 17 20
|
|
Т
|
5
|
3 6 9 12 15 18 21
|
|
Н
|
6
|
Итого
|
|
С
|
14
|
Ответ, обведенный кружком, равен 1 баллу. «В» — чувство вины, «Т» — тревога, «Н» — нервно-психическое напряжение, «С» — общая семейная тревога, «Д/з» — значение, при котором состояние диагностируется.
Самодиагностика родительского отношения к детям.
Инструкция. Прочтите утверждения опросника. Если вы с ними согласны, обведите кружком соответствующий номер ответа бланке для ответов. Помните, что в опроснике нет правильных и неправильных ответов, постарайтесь ответить искренне, ведь речь идет о вашем отношении к детям.
1. Я всегда сочувствую моему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
3. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
4. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
5 Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.
6. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать от него.
7. Я очень интересуюсь жизнью моего ребенка.
8. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
9. Я разделяю увлечения моего ребенка.
10. За строгое воспитание дети потом благодарят.
11. Я тщательно слежу за здоровьем ребенка.
12. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
13. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
Ф.И.О. (шифр)
|
Пол Возраст Образование Специальность
|
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13
|
1. Сумма баллов по № 2, 4, 5, 8, 10, 11, 12_____________
2. Сумма балов по № 1, 3, 6, 7, 9, 13__________________
|
Дата исследования: «____» ____________________200__г.
|
Обработка данных
При подсчете баллов учитывается ответ «верно», обведенный в бланке кружком.
Оценивается только сумма ответов №1, которая сравнивается со шкалой:
Сырой балл 0 1 2 3 4 5 6 7
|
Процентильный 4,72 19,53 39,06 57,96 74,97 86,83 92,43 96,66
ранг
|
При высоких значениях диагностируются «отвержение ребенка», «его социальная нежелательность», и «отсутствие кооперации». Для родителей эта интерпретация предлагается в следующей форме:
«Вы пристально следите за достижениями ребенка, требуете от него успеха, послушания и дисциплины, не оставляете без наказанными его поступки. К сожалению, вам не хватает понимания ребенка, вы напрасно сравниваете его с его другими детьми, ограничиваете его самостоятельность и активность. Вам следовало бы принять ребенка таким, каков он есть, больше ему доверять, уважать как личность».
Карта наблюдения (Микляева А.В., Румянцева П.В.; 2004 год)
Наблюдение является одним из методов определения уровня школьной тревожности.
Основная задача наблюдения – выделение детей, чье поведение или отдельные характеристики развития отличаются от поведения основной массы детей, в частности – выделение детей « группы риска» по показателю школьной тревожности.
Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, является субъективным проявлением неблагополучия личности. Тревожность может быть как фактором, так и следствием нарушения школьной адаптации.
Цель методики. Цель приводимой карты наблюдения – диагностика школьной тревожности учащихся по средствам анализа ее проявлений в поведении.
Возрастные ограничения. Методика может применяться в широком возрастном диапазоне (1-11 класс).
Процедура диагностики. К условиям проведения психодиагностики с помощью метода наблюдения необходимо отнести обязательную договоренность с учителем о времени и целях посещения психологом класса или группы детей. При этом предупреждать детей не следует, поскольку «незаметность» психолога снижает вероятность демонстрации детьми нетипичных для них форм поведения, что вполне вероятно, если визит психолога расценивается как «проверка». Желательно сесть на одной из последних парт и не проявлять живого и эмоционального интереса к тому, что происходит в классе. Процедуру наблюдения лучше начать не с первого, а со второго или третьего посещения класса, когда присутствие на уроке постороннего человека для учащихся станет привычным.
Наблюдение, как правило, проводится в несколько этапов, на различных уроках, возможно, проводимых различными педагогами, что позволяет диагностировать устойчивость проявлений школьной тревожности от одной ситуации к другой. Этапность наблюдения выражается и в том, что объем внимания наблюдателя имеет определенные ограничения, и наблюдать более 6-8 учащихся одновременно – задача практически невыполнимая.
Карта наблюдения позволяет осуществлять диагностику в урочное время (не на перемене).
Необходимые материалы. Для проведения диагностики необходимы заранее заготовленные бланки наблюдения. Если психолог плохо знаком с детьми, ему требуется «шпаргалка» - план расстановки парт в кабинете, на котором отмечена рассадка учащихся.
В карте фиксируется каждое проявление тревожности.
Обработка результатов. Обработка результатов наблюдения представляет собой подсчет количества поведенческих проявлений, свидетельствующих о том, что учащийся испытывает тревожность. Вербальные и невербальные проявления оцениваются отдельно.
Интерпретация результатов. Метод наблюдения предполагает прежде всего качественную интерпретацию данных. Важно учитывать, что невербальные признаки тревожности значительно более информативны, чем вербальные, поскольку посредством анализа невербальных проявлений можно выявить тревожность, не осознаваемую самим испытуемым. Высказывания, свидетельствующие о переживании учащимся тревоги (вербальные признаки), требуют осознания этого состояния, что случается не всегда.
Карта наблюдения (бланк)
Признаки
|
Учащиеся
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
…
|
n
|
Вербальные
|
«Я боюсь» (и смысловые эквиваленты)
|
|
|
|
|
|
|
|
«Я не знаю» (и смысловые эквиваленты)
|
|
|
|
|
|
|
|
«Я не буду отвечать» (и смысловые эквиваленты)
|
|
|
|
|
|
|
|
Невер-
баль-
ные
|
Мимика
|
Непроизвольное подергивание век
|
|
|
|
|
|
|
|
Расширенные глаза
|
|
|
|
|
|
|
|
Потупленный взгляд
|
|
|
|
|
|
|
|
Лицо без эмоций
|
|
|
|
|
|
|
|
Бледность лица
|
|
|
|
|
|
|
|
Покраснение лица
|
|
|
|
|
|
|
|
Испарина
|
|
|
|
|
|
|
|
Взгляд «мимо доски», «мимо учителя»
|
|
|
|
|
|
|
|
Плотно сжатые губы
|
|
|
|
|
|
|
|
Поза
|
Втягивание головы в плечи
|
|
|
|
|
|
|
|
Наклон к парте
|
|
|
|
|
|
|
|
Раскачивание на стуле
|
|
|
|
|
|
|
|
Подсовывание рук под ноги
|
|
|
|
|
|
|
|
Привставание в момент поднимания руки
|
|
|
|
|
|
|
|
Небрежное поднимание руки
|
|
|
|
|
|
|
|
Напряженное поднятие руки («трясущаяся рука»)
|
|
|
|
|
|
|
|
Жесты
|
Закрывание лица руками
|
|
|
|
|
|
|
|
Подергивание рукой, ногой
|
|
|
|
|
|
|
|
Покусывание ручки, карандаша
|
|
|
|
|
|
|
|
Перекладывание предметов по парте
|
|
|
|
|
|
|
|
Заламывание пальцев, рук
|
|
|
|
|
|
|
|
Инто-
нация
|
Прерывистый голос
|
|
|
|
|
|
|
|
Плаксивая интонация (вплоть до слез)
|
|
|
|
|
|
|
|
Тихий голос
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопросительная интонация в утвердительных предложениях
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого:
вербальных признаков тревожности
невербальных признаков тревожности
|
Диагностика школьной тревожности с помощью проективных рисунков. «Школа зверей», «Моя учительница».
Процедура диагностики. Диагностика может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме. По завершении рисования необходим пострисуночный опрос, позволяющий уточнить сюжет рисунка и отношение учащегося к его отдельным элементам. Важным условием является отсутствие учителя (учителей) в момент рисования и пострисуночного опроса.
Необходимые материалы. Для проведения диагностики необходима бумага формата А4, простые и цветные карандаши, стирательные резинки.
Инструкция к рисунку «Школа зверей»: «Нарисуй(те), пожалуйста, картинку на такую тему: что было бы, если бы наша школа превратилась в школу для зверей, а не для детей?»
В пострисуночном опросе необходимо уточнить:
Чем заняты персонажи рисунка?
Какое у них настроение?
Кем из нарисованных персонажей мог бы быть сам автор рисунка? (если инструкция предполагает возможность его наличия). Где сейчас сам автор, если на рисунке его нет?
Инструкция к рисунку «Моя учительница»: «На этом листе бумаги нарисуйте, пожалуйста, свою учительницу. Я знаю, что многие из вас скажут, что не умеют хорошо рисовать. Это не беда. В данном случае важно, чтобы вы нарисовали вашу учительницу такой, какой вы ее видите. Все мы очень разные» (по Битяновой М. Р.). После рисования необходим комментарий со стороны ученика (какая учительница).
Обработка результатов. Анализ полученных результатов предполагает качественную обработку данных. Оценивается наличие или отсутствие признаков тревожности в рисунке, на основании чего делается заключение об уровне школьной тревожности учащегося и целесообразности включения его в «группу риска».
Самые обобщенные признаки, указывающие на проявление школьной тревожности (как общей, так и ситуативно-специфической), представлены в табл.1.
Оценочные шкалы
|
Критерии оценки
|
Общая школьная тревожность
|
Штриховка, слишком сильный или слабый нажим.
Изображение очевидно неприятных ситуаций.
Многократные стирания.
|
Тревога в отношениях с учителями
|
Отсутствие фигуры учителя.
Акцентирование фигуры учителя (размер, цвет), тщательная прорисовка ее элементов.
Изображение очевидно неприятных ситуаций взаимодействия с учителем.
Отделение собственного изображения от учителя линиями и другими «барьерами».
Штриховка, слишком сильный или слабый нажим, стирания при изображении учителя.
|
Тревога в отношении с одноклассниками.
|
Отсутствие изображений одноклассников.
Отделение собственного изображения от одноклассников линиями и другими «барьерами».
Акцентирование изображения одноклассников, тщательная прорисовка ее элементов.
Изображение очевидно неприятных ситуаций взаимодействия с одноклассниками.
Штриховка, слишком сильный или слабый нажим, стирания при изображении одноклассников.
|
Эмоциональный фон отношения к школе (негативный)
|
Негативные эмоциональные состояния персонажей рисунка.
Дисгармоничная цветовая гамма.
Нарушение целостности изображения.
|
Самооценочная школьная тревожность
|
Штриховка, слишком сильный или слабый нажим, стирания при изображении учеников.
Маленький размер фигур учеников (по сравнению с учителем).
Маленький размер собственного изображения (по сравнению с одноклассниками).
Изображение ситуаций «негативного оценивания».
|
Методика изучения ценностей (Е. Б. Фанталова).
Методика Е. Б. Фанталовой дает достаточно объективную информацию о восприятии подростком своего отношения с реальностью в важнейших жизненных сферах. Она может быть использована в случае проработки самых различных подростковых проблем: от школьной дезадаптации до личностного, семейного и в широком смысле слова социального самоопределения в будущем.
Образец бланка
Дорогой, друг!
Мы просим Вас высказать Вашу точку зрения по поводу своей будущей жизни. Просим Вас быть искренними. Пред Вами список из 12-ти ценностей:
- Активная, деятельная жизнь
- Здоровье
- Интересная работа
- Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)
- Любовь
- Материально-обеспеченная жизнь
- Наличие хороших и верных друзей
- Уверенность в себе (отсутствие сомнений)
- Познание (возможность расширения своего образования, кругозора)
- Свобода как независимость в поступках и в действиях
- Счастливая семейная жизнь
- Творчество
Необходимо по 10-бальной системе оценить каждую из указанных ценностей жизни.
Наиболее значимые следует оценивать – в 8-10 баллов; просто значимые – в 5-7 баллов; нейтральные – 3-4 балла; совсем не значимые – 1-2 балла.
Мы в соцсетях & RSS