Психическая функция |
Норма |
Трудности в обучении |
Интеллектуальная недостаточность |
Восприятие |
- характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте; - отличается слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства); - нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени. |
- страдает целостность восприятия; - замедленны процессы переработки информации; - общая пассивность восприятия (сложные задания подменяют лёгкими); - отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта; - нарушено восприятие предметности и структурности (затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, на контурных и схематических изображениях); - нарушена ориентировка в пространстве. |
- восприятие искажено или не сформировано; - нарушена избирательность; - отличается меньшей дифференцированностью (часто путают графически сходные буквы, цифры); - характерна узость объёма (выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, не видят важный материал); - нарушена обобщённость (с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями); - носит бессистемный характер; - значительно позже начинают различать цвета, испытывают трудности в различении оттенков; - характерны трудности восприятия пространства и времени, не ориентируются в пространстве без контроля взрослого. |
Внимание |
- отмечается способность концентрировать внимание, но преобладает непроизвольное внимание; - произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специально организует себя под воздействием требований); - внимание активизируется, но еще не стабильно; - удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации. |
- неустойчивость (колебания) внимания; - сниженная концентрация; - снижение объёма, избирательности; - повышенная отвлекаемость; - сниженное распределение; - трудности в переключении с одного вида или найденного способа деятельности на другой. |
- характерна слабость произвольного внимания, выражается в: - малой устойчивости; - трудностях распределения; - замедленной переключаемости; - отсутствии концентрации на задании. |
Память |
- развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности; - в учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная; - развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал; - активно формируется произвольное запоминание. |
- снижен объём запоминания; - более низкий уровень продуктивности; - лучшее запоминание чего-то яркого, интересного; - лучшее запоминание наглядного материала, чем вербального; - отсутствует активный поиск рациональных приёмов запоминания и воспроизведения; - отмечаются трудности в припоминании. |
- лучшее запоминание внешних, иногда случайных зрительно воспринимаемых признаков; - с трудом осознаются и запоминаются внутренние логические связи; - позже формируется произвольное запоминание; - опосредованная смысловая память слабо развита; - свойственна эпизодическая забывчивость. |
Мышление |
- мышление становится доминирующей функцией; - завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению; - в процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления). |
- не равномерно развиваются виды мышления: выражено отставание в развитии словесно-логического мышления, ближе к уровню нормального развития наглядно-действенное мышление; - нарушены динамические стороны мыслительных процессов. |
- снижена активность мыслительных процессов; - отмечается слабая регулирующая роль мышления; - характерна не сформированность логических операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения; - ведущим на протяжении жизни остаётся наглядно-действенное, наглядно-образное мышление; - характерна некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. |
Воображение |
- воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой – воссоздающее (репродуктивное), на второй – продуктивное. - в первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.
|
- репродуктивно; - быстроиссякаемо; - использование стереотипов и шаблонов; - воображаемую ситуацию без помощи взрослого не разворачивают, - недостаточная сформированность образов. |
- сниженный интерес к заданиям творческого характера; - низкие показатели вариативности и продуктивности результатов продуктивной деятельности; - преобладание стереотипных ответов над оригинальными; - отличается неточностью, фрагментарностью, схематичностью; - нарушение построения образа конечного результата деятельности; - неумение создавать программы поведения в ситуации неопределённости; - трудности в создании образов, заменяющих деятельность. |
Речь |
- увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов; - проявляет собственную активную позицию к языку; - при научении легко овладевает звуковым анализом слов; - потребность в общении определяет развитие речи; - контекстная речь – показатель уровня развития ребенка; - в письменной речи различают правильность орфографическую (правильное написание слов), грамматическую (построение предложений, образования морфологических форм) и пунктуационную (расстановка знаков препинания). |
- замедленный темп речевого развития, - имеют место все виды нарушений речи; - импрессивная речь характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи; - экспрессивной речи свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, речевая инактивность. |
- отмечается глубокое недоразвитие речи; - испытывают значительное затруднение в понимании речи, улавливают только интонацию и отдельные слова; - самостоятельная речь развита слабо и не может осуществлять функцию общения; - снижена потребность к разговору; - характерно то, что в знакомой обстановке лучше воспринимают обращённую к ним речь, чем в незнакомой.
|
- Главная
- О школе
- Новости
- Одно окно
- Обращения
- Учителю
- Учащимся
- Родителям
- Воспитательная работа
- Фотогалерея
Мы в соцсетях & RSS