Основные показатели психического развития детей младшего школьного возраста при норме и патологии

Психическая функция

 

                    Норма

 

Трудности в обучении

 

Интеллектуальная недостаточность

Восприятие

- характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте; - отличается слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства); - нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени.

- страдает целостность восприятия;

- замедленны процессы переработки информации;

 - общая пассивность восприятия (сложные задания подменяют лёгкими);

- отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта;

- нарушено восприятие предметности и структурности (затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, на контурных и схематических изображениях);

- нарушена ориентировка в пространстве.

- восприятие искажено или не сформировано;

- нарушена избирательность;

- отличается меньшей дифференцированностью (часто путают графически сходные буквы, цифры);

- характерна узость объёма (выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, не видят важный материал);

- нарушена обобщённость (с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями);

- носит бессистемный характер;

- значительно позже начинают различать цвета, испытывают трудности в различении оттенков;

 - характерны трудности восприятия пространства и времени, не ориентируются в пространстве без контроля взрослого.

Внимание

- отмечается способность концентрировать внимание, но преобладает непроизвольное внимание; - произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специально организует себя под воздействием требований);

- внимание активизируется, но еще не стабильно;

- удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.

- неустойчивость (колебания) внимания;

- сниженная концентрация;

- снижение объёма, избирательности;

- повышенная отвлекаемость;

- сниженное распределение;

- трудности в переключении с одного вида или найденного способа деятельности на другой.

- характерна слабость произвольного внимания, выражается в:

- малой устойчивости;

- трудностях распределения;

- замедленной переключаемости;

- отсутствии концентрации на задании.

Память

- развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности;

- в учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная;

- развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал;

- активно формируется произвольное запоминание.

- снижен объём запоминания;

- более низкий уровень продуктивности;

- лучшее запоминание чего-то яркого, интересного;

- лучшее запоминание наглядного материала, чем вербального;

- отсутствует активный поиск рациональных приёмов запоминания и воспроизведения;

- отмечаются трудности в припоминании.

- лучшее запоминание внешних, иногда случайных зрительно воспринимаемых признаков;

- с трудом осознаются и запоминаются внутренние логические связи;

- позже формируется произвольное запоминание;

- опосредованная смысловая память слабо развита;

- свойственна эпизодическая забывчивость.

Мышление

- мышление становится доминирующей функцией;

 - завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению; - в процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления).

- не равномерно развиваются виды мышления: выражено отставание в развитии словесно-логического мышления, ближе к уровню нормального развития наглядно-действенное мышление;

- нарушены динамические стороны мыслительных процессов.

- снижена активность мыслительных процессов;

- отмечается слабая регулирующая роль мышления;

- характерна не сформированность логических операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

- ведущим на протяжении жизни остаётся наглядно-действенное, наглядно-образное мышление;

- характерна некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу.

Воображение

- воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой – воссоздающее (репродуктивное), на второй – продуктивное.

 - в первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.

 

- репродуктивно;

- быстроиссякаемо;

- использование стереотипов и шаблонов;

- воображаемую ситуацию без помощи взрослого не разворачивают,

- недостаточная сформированность образов.

- сниженный интерес к заданиям творческого характера; 

- низкие показатели вариативности и продуктивности результатов продуктивной деятельности;

- преобладание стереотипных ответов над оригинальными;

- отличается неточностью, фрагментарностью, схематичностью;

- нарушение построения образа конечного результата деятельности;

- неумение создавать программы поведения в ситуации неопределённости;

-  трудности в создании образов, заменяющих деятельность.

Речь

- увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов;

- проявляет собственную активную позицию к языку;

- при научении легко овладевает звуковым анализом слов;

- потребность в общении определяет развитие речи;

- контекстная речь – показатель уровня развития ребенка;

- в письменной речи различают правильность орфографическую (правильное написание слов), грамматическую (построение предложений, образования морфологических форм) и пунктуационную (расстановка знаков препинания).

- замедленный темп речевого развития,

- имеют место все виды нарушений речи;

- импрессивная речь характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи;

- экспрессивной речи свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная  сформированность грамматического строя речи, речевая инактивность.

- отмечается глубокое недоразвитие речи;

- испытывают значительное затруднение в понимании речи, улавливают только интонацию и отдельные слова;

- самостоятельная речь развита слабо и не может осуществлять функцию общения;

- снижена потребность к разговору;

- характерно то, что в знакомой обстановке лучше воспринимают обращённую к ним речь, чем в незнакомой.

 

поделиться в:

Интернет-ресурсы: